Небольшая экспедиция по львовским селам в верховьях Днестра:
природные красоты, деревянные храмы и, конечно, галичанский колорит
ДВА ПРОЕКТА + ТРИ ЧЕЛОВЕКА = ЭКСПЕДИЦИЯ
|
Жители Турковского и Старосамборского районов Львовщины и не подозревали, что в их краях
пересекутся геополитические интересы двух серьезных проектов. Руководитель
эколого-культурологической экспедиции львовского Товариства Лева "Дністер"
(Валентин Стецюк, он же Капитан) давно собирался поснимать на видео днестровские
верховья, а руководителю проекта "Деревянные храмы Украины" (скромный автор этих
строк) не терпелось посмотреть на тамошние церкви. Решено было провести совместную
экспедицию. В субботу в 6:39 утра киевский поезд прибыл на львовский вокзал, где
меня уже встречали друзья: Капитан и еще один "днестрянин", Паша Полубичко.
Расцеловавшись, мы проворно забросили рюкзаки в маршрутку с табличкой
"Львів-
|
Брод через Днестр
|
|
Самбір-Старий Самбір-Турка-Хащів", стоящую на привокзальной автостанции, и
запрыгнули в нее сами. Экспедиция началась.
По дороге произошел инцидент, напомнивший, что мы совсем недалеко от польской границы.
Нашу маршрутку останавливает пограничник, заходит и сразу сурово обращается к Паше: "Ваш паспорт".
(Интересно, почему именно к нему? Ну подумаешь, у человека оранжевые штаны, зеленая банданка и
сережка в левом ухе). Паша попытался было поддержать светскую беседу, пока выуживал паспорт из
рюкзака. Никакой реакции. Вытаскивает паспорт. Никакой реакции. Только когда он предъявляет паспорт
в открытом виде, пограничник отпускает наш бусик.
|
Это не Пироговский музей, а обычная усадьба в галицком селе
|
Во время этой процедуры Капитан шепчет мне, что у
него нет с собой вообще никаких документов. Мораль сей басни, думаю, понятна. Не забывайте взять документы
– без бумажки мы сами знаете кто.
Спустя три часа после выезда из Львова мы десантировались в селе Вовче, на 10 км дальше
райцентра Турка. Несмотря на наши протесты, Паша забирает к себе в рюкзак большую часть груза, бурча, что, мол,
набралось тут руководителей, а ему вся черная работа достается. На ближайшие сутки нашим транспортом станет
"пешкарус".
Cегодня мы будем двигаться на северо-запад, по долине Днестра, вдоль которой цепочкой тянутся села.
|
|
НЕМЕЦКАЯ КИРХА В ГОРАХ УКРАИНЫ
|
В селе Вовче целых три деревянных храма. Недалеко от таблички "Вовченське лісництво"
(вот, кто тут хозяин леса) поворот к "верхней" церкви. Ступив на подвесной мостик-кладку, видим внизу
небольшой "потік" и, не сговариваясь, запеваем гимн "днестрян":
  У горах карпатських бере початки
  І до моря, моря Чорного
  Лине Дністер...
Вот как раз "початки" мы и наблюдаем. Приступаем к работе: фотовидеосъемке, заполнению анкет,
опросу местных жителей. Нам
рассказали, что церковь св. Дмитрия (дата постройки вырезана над дверью: "1890 дня 4 червця") принадлежит
православным, а остальные две церкви Вовчего – греко-католикам, хотя их и меньше по количеству.
|
Бывшая швабская кирха в селе Вовче
|
|
К вопросу
конфессий мы еще вернемся. В ответ на вопрос, что было с церковью при советской власти, мы услышали историю,
которую нам с небольшими вариациями повторяли и в остальных селах. Так вот, "за совєтів" храм закрыли и службы
запретили. Но на Галичине слишком сильны традиции, да и жители с характером. Поэтому службы проводились подпольно,
либо в церкви или рядом с ней, либо "на дому". На праздники службу проводили рано-рано утром, чтобы люди успели на
работу в колхоз. В периоды, когда над церковью нависала реальная угроза – например, ее объявляли "аварийноопасной",
прихожане ее "пантрувалы", т.е. по очереди стерегли. Кроме того, свои люди или родичи, работающие в райкоме,
втихаря предупреждали, когда планируется очередная акция. Тогда народ собирался возле храма – а просто так, потусоваться.
В открытую трогать церковь "гости" при них не смели и уезжали ни с чем.
Прием оказался эффективным – благодаря такой сплоченности в этих краях старые церкви уцелели.
|
Самый старший храм села выглядит и наиболее автентичным -
его еще не успели окончательно "обновить".
|
|
Второй деревянный храм – для нас весьма непривычный. Это бывшая кирха немецких колонистов,
швабов (на Галичине до войны было около 250 их поселений). Старожил Вовчего Иван Васильевич Зорило рассказал, что в
советское время шпиль и кресты храма сбросили, росписи замазали, а в кирхе устроили музей атеизма. Ныне она действует
как греко-католический храм св. Миколи Чарнецкого. Второй храм этой конфессии – "долішня" Введенская церковь.
В отличие
от других храмов, которые мы увидели в этой поездке, этот только с одной стороны был обшит досками и выкрашен рыжей
краской (в сочетании с варварским зашиванием жестью такая участь постигла подавляющее большинство деревянных храмов
Западной Украины). С другой стороны Введенскую церковь "облагородить" не успели, поэтому, к нашей радости,
там сохранилось гонтовое покрытие стен.
|
|
О ЦЕРКВЯХ И ПРИХОДАХ
Надо признать, что, хотя путешествовать автомобилем во сто крат удобнее и эффективнее,
в "безлошадных"
поездках есть свои плюсы. Находясь, так сказать, ближе к земле, подмечаешь множество забавных мелочей. Например,
местные аналоги бигбордов – вдоль дороги понатыканы самодельные деревянные таблички-указатели: "Бик",
"Свиня",
"Є поросята". Это не намек на характер хозяев хаты, а обычные объявления, иногда в таком варианте:
"Продає сьа теля".
|
Нам понравилась такая версия бигборда
|
Золото на голубом
|
|
Отмахав по жаре еще 8 км с перерывом на осмотр церкви в селе Бережок,
мы добрались села Лимна, в 7 км
от польской границы (об этой мы вспомнили, проходя мимо шлагбаума и будки с полосатым столбом). Деревянная церковь
Ивана Крестителя (УГКЦ) и территория вокруг нее очень ухожены. К сожалению,
|
Сумерки
|
интерьеры
полностью обновлены. Пани
Тетяна, которую мы застали в храме, с гордостью провела для нас экскурсию и рассказала и об истории церкви, и о
современных событиях. В Лимне гордятся своим односельчанином отцом Василием Поточняком, который учился, а теперь
служит в Ватикане.
Запомнились слова пани Тетяны о том, что у них в селе всегда все заодно, и против
общего мнения "ніхто не важить і слова сказати". "Що менше село, то більше приходів,
а все тому, что живуть не заодно", - сетует пани Тетяна, приводя в пример уже знакомое
нам Вовче.
Попрощавшись, мы отправляемся искать на Днестре место для ночевки. Находимся мы в таких
себе мини-Карпатах – вокруг невысокие лесистые горы, по 800-1000 м. Зато красоты здесь
совсем не "мини". Уже в сумерках мы с отрога горы любуемся на долину и серебрящуюся в
последних лучах солнца ленту Днестра.
Ставим лагерь на берегу уже затемно. Предусмотрительный Паша выуживает из рюкзака
походную газовую горелку, разнообразнейший харч и быстренько готовит ужин, выражая
всем видом смирение и готовность трудится во благо. Сытые и благодарные, мы объявляем
его "продюсером".
|
|
ОБ ОТНОШЕНИИ К СТАРИНЕ
Наутро мы высовываем нос из палатки и восхищенно замираем. Место ночевки еще красивее, чем нам показалось накануне.
Днестр здесь, хоть и неширокий, но с норовом – вода несется и бурлит на порогах. Капитан занимается видеосъемкой,
а мы просто бездельничаем на бережку и грызем печенье.
|
Вот они, верховья Днестра...
|
...и их исследователи!
|
|
Пора двигаться дальше. Через пару километров - село с логичным названием Днестрик (это уже не Турковский, а
Старосамборский район). Переходим речку по кладке. Секрет преодоления подвесных мостиков нам известен – надо идти быстро
и мелкими шажками. Иначе, не дойдя и до середины, вы начнете позорно хвататься за перила, хорошо прочувствовав, что
такое резонанс.
|
Страсти Христовы – икона в церкви села Днестрик
|
Церковь Ивана Крестителя в Днестрике (1929 г., арх. Евген Нагирный)
стала фаворитом этой поездки, получив от нас гран-при в номинации "Живописность
расположения". Церковь на крутой лесистой горе видна за много километров. Высоко, красиво, и вообще здорово.
Внутри храма ожидал сюрприз - огромная, чуть ли не во всю стену, икона на доске,
которую на первый взгляд можно даже принять за фрагмент настенной росписи.
Эту икону XVIII ст., где изображены "Страсти Христовы", перенесли из церкви-предшественницы,
когда строили на ее месте ныне существующий храм.
На колокольне реял сине-желтый флаг – мы не спросили, всегда ли, или по случаю какого-то праздника.
|
Наглядное пособие по явлению резонанса
|
Еще пять километров – и мы в конечной точке маршрута, селе Головецкое. М-да... Здесь деревянную церковь как раз закончили
оббивать сверкающей "бляхой" – с ног до головы. Этот памятник старины можно смело вычеркнуть из всех списков. Вы знаете,
а мы не удивились, увидев рядом богатый дом священника, высокохудожественно обшитый пластиковой вагонкой. Каков поп,
таков и приход.
|
"Хатинка з кульбабами"
|
Тест-драйв
|
Напоследок мы получили незабываемые впечатления от поездки на рейсовом автобусе. Много их мы повидали на своем туристическо
веку, но такого... Перед посадкой водитель предупредил: "порохів багато" (т.е. пыли). Мы фыркнули, мол, пыли мы, что-ли,
не видали. Оказалось, ТАКОЙ не видали. Все внутренности раздолбанного ЛАЗа были покрыты "порохами" на два пальца, поэтому
на задние сидения вообще никто не садился. Но это были цветочки, ягодки начались, когда автобус тронулся. По дороге он
мощно, как пылесос, всасывал в себя клубы тонкой дорожной пыли. Видимость в салоне ограничивалась двумя метрами, дышали
кто как мог – кто-то через шапку, кто-то футболку на нос натянул. Когда мы через полтора часа выпали из этого проклятого
ЛАЗа в Самборе, стало жалко и себя, и рюкзаки, и львовскую маршрутку, в которую мы в таком виде сели. Капитан утешительно
похлопал меня по плечу – зря, взлетел фонтан пыли.
Никогда еще не приходилось нам оттирать рюкзаки влажными салфетками с запахом апельсина...
|
Алена КРУШИНСКАЯ
|