За два оставшихся дня досконально изучить Париж было все-равно невозможно, поэтому мы
просто перемещались по велению души, а она жаждала праздника. Осознавая безнадежную
необъятность Лувра, мы выбрали истинно французский музей – Музей д’Орсэ, который
вмещает полвека искусства: со времен Второй империи до начала кубизма. Расположенный
в здании бывшего вокзала (построенном, как и Эйфелева башня, к открытию Всемирной
выставки в 1900 году) музей пресса называет "самым прекрасным в Европе" (13).
Несколько
витков очереди, и вот мы, наконец-то, увидели "живьем" работы импрессионистов до боли
знакомые с юности (14, 15) по неважным репродукциям в нечитабельных
венгерских альбомах. Других было не достать, а путешествие в Париж к оригиналам было
настолько же реальным, как полет на Луну.
Не меньший восторг вызвала коллекция мебели (16) и красивых пустячков
(17) в
стиле модерн. Капризные изгибы линий, отсутствие прямых углов, растительные мотивы -
черты этого стиля, который так полюбился парижской богеме.
Покидая музей, мы сделали фото на память под названием "Остановись, мгновение"ю
То есть
в буквальном смысле. На фоне часов (18).
|
Как ни удивительно, нас таки поразила Эйфелева башня. Оказалось, что
ажурной башня кажется не только издали, она действительно сконструирована из
металлических профилей разной толщины, в частности и довольно тонких (19)
Интересно, зачем и каким образом собирались демонтировать этого великана после
закрытия Всемирной выставки?
Совершенно замечательным оказался Музей средневекового искусства Франции,
расположенный в гостинице аббатства
Клюни (конец XV в.). В нем витает сам дух средневековья, а интерьеры и
богатейшая коллекция костюмов, оружия, украшений из майолики, гобеленов,
живописи и скульптуры, непривычные нашему "восточноевропейскому"
взору, выглядят совершенно сказочными.
Кроме того, оказалось, что старинные
гобелены, если они хорошо сохранились, очень красочны, а в их сюжетах,
таких, как Дама с Единорогом на знаменитых гобеленах XVI века, есть и чувство
юмора, и легкая ирония. И даже львы на них не злобны, а трогательны (20).
Кроме того, будучи любителями архитектуры, мы добавили в свою коллекцию
"Каркас напоказ", экспонатами которой уже стали аркбутаны и
фахверки, нервюры –самую красивую конструкцию (или самое функциональное
украшение) (21).
Французские дети очаровательны и непосредственны, впрочем, как и их
родители.
Так, небольшая сценка в этом же музее: к пятилетнему малышу, который
любознательно ковыряет 500-летний гобелен, бросается
мама. Ну, думаем, сейчас будет
читать ему нотацию. Ничуть. Она вместе с ним ощупывает раритет. И НИКТО из
служителей
на них почему-то не кричит. А на старинной мебели стоят таблички
"Вы не трогаете руками экспонаты. Спасибо большое" - это максимальное
проявление запрета. А вообще детей в музеях очень много. В каждом мы видели группы
детей от 5 и старше, которые, трогательно сидя на полу, внимательно рассматривали
картины, увлеченно слушали экскурсовода и активно участвовали в обсуждении (22).
Кстати, аналогичные таблички мы видели на многочисленных... коровах, настоящих
по форме и размеру, пустых по содержанию, разных по оформлению "кожи" и
очень ярких (23, 24), которые очень оживляли парижские улицы и
площади.
Оказалось, что в европейских городах поочередно проводят конкурс на самую
оригинальную и красивую корову или лошадь.
Много вопросов у нас возникло к французским садовникам, в частности,
относительно их привычки все стричь "под одну гребенку". Ладно,
кусты, но целые аллеи стриженых каштанов, лип, платанов в форме правильного
прямоугольника, а то и буквы "Т"! Аллеи таких "ограниченных"
деревьев тянутся на многие сотни метров во всех парках и садах, в том числе
и в Люксембургском (25).
А на улицах господствуют настоящие
"квазимодо". Во Франции деревья подстригают очень
радикально, поэтому ветви не длиннее двух метров заканчиваются
"кулачками", и весной напоминают обгрызенные кости (26, 27).
Причем мода эта держится столетиями - взгляните-ка на пейзаж Сислея,
написанный в 1873 г. (28)
Деревья держат под контролем, а людей - нет. Табличка перед Эйфелевой
башней гласит,
что по газонам ходить... разрешается.
И ничего, никаких следов, хотя на нем даже в
футбол играют.
Такие бархатные газоны с меленькой, очень густой травкой, похожие
на толстый ковер, есть везде во Франции, но почему-то не в соседних Бельгии и Германии.
Французские клумбы тоже особые - может, потому, что традиционная для них цветовая
гамма - сине-желтая? (29)

Любопытно проходить мимо парижских кафе. За столиками, выставленными на улицу, французы
сидят, как в театре, все - лицом к дороге, созерцая и обсуждая проходящую мимо
жизнь (30).
|
|